«Слово о полку Игореве» – выдающееся литературное произведение, вошедшее в мировую историю как словесно совершенный памятник Древней Руси. Написанное по всем фольклорным традициям, оно сочетает в себе летописное повествование о подлинных событиях 1185-го года и сказочно-мистическую природную атмосферу. Композиционно произведение делится на три части, в которых строится образная система «Слова о полку Игореве».
В лирическом вступлении перед нами предстают сразу два схожих образа: образ таинственного автора «Слова» и образ древнего летописца и певца Бояна, который хвалебно воспевал княжеские семьи, поскольку жил при дворах, и был искренне любим простым русским людом. По сей день неизвестно, кто точно является сочинителем «Слова о полку Игореве» – ясно лишь то, что это был достаточно образованный человек. Между ним и Бояном существует одно различие: неизвестный стремится не к красочному описанию героического похода Игоря на половцев, а к взвешенному осмыслению безрассудных мотивов, приведших к трагическим последствиям.
Вслед за вступлением идёт основная повествовательная часть, в которой мы знакомимся с главными героями: Славным князем Игорем Святославичем, его верным братом «буй-туром» Всеволодом Святославичем и их бравыми дружинами. Молодой князь, решивший без поддержки покорить половцев, поддаётся гордыне, отвергая не только человеческую помощь, но и зловещее природное предзнаменование – солнечное затмение. Своим самонадеянным стремлением заработать уважение он разрушает тесную связь между русским народом и взрастившей его Древней Русью.
Затем автор создаёт светлый образ мудрого и гуманного правителя – князя Святослава Всеволодовича. Изречённое старцем золотое слово обращено ко всем князьям и служит призывом к всеобщему объединению с целью укрепления могущества русской земли. Мы также знакомимся с преданной супругой князя Игоря – молодой княжной Ярославной. Её скорбный плач на крепостной, последовавший за горьким известием о разгроме войск, обладает чистой и сильной энергией. Женщина верна и сильна в своей безграничной преданности мужу.
Слова Святослава пробуждают подлинный патриотизм в душах феодалов, заставляя их, наконец, отказаться от беспочвенной злости и вспомнить о взаимной поддержке, а мольбы Ярославны, обращённые к жестоко разыгравшимся природным стихиям, оказываются услышанными и принятыми неведомыми силами. Пленённому князю удаётся бежать из вражеских земель. Вновь наступает равновесие между миром людей и миром природы.
В лирическом отступлении, служащим одновременно заключением, автор подводит итог всему произошедшему. Над Русью вновь взошло солнце, едва разрозненные князья стянули воедино все имеющиеся у них силы. Князь Игорь вернулся на родину, и неизвестный автор разделяет чувства ликующего народа.